Методика проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций

 вернуться в раздел Финансовый анализ - нормативная база
 

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минэкономразвития России
от 21 апреля 2006 года N 104
(с изменениями на 13 декабря 2011 года
)

1. Настоящая Методика проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций (далее - Методика) устанавливает порядок проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности предприятий и организаций, отнесенных в установленном порядке к стратегическим, а также определяет набор сведений, подлежащих предоставлению Федеральной налоговой службой федеральным органам исполнительной власти для проведения текущего анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности.

2. В целях проведения учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций Федеральная налоговая служба формирует упорядоченную систему сбора, обработки и обобщения информации о финансовом состоянии, платежеспособности и угрозе банкротства предприятий и организаций, отнесенных в установленном порядке к стратегическим (далее - объекты учета).

Экономическая, финансовая и иная информации об объектах учета формируется в базу данных в соответствии с приложением N 1.

3. Учет и анализ финансового состояния и платежеспособности объектов учета осуществляется в целях:

  • оценки платежеспособности объектов учета;
  • выявления фактов ухудшения платежеспособности и возникновения угрозы банкротства объектов учета;
  • информирования федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности", о выявлении фактов ухудшения платежеспособности и возникновения угрозы банкротства объектов учета.
     

4. На основании результатов учета и анализа финансового состояния объектов учета и их платежеспособности, а также сведений о событиях и обстоятельствах их хозяйственной деятельности проводится их группировка в соответствии со степенью угрозы банкротства путем отнесения объектов учета к следующим группам:

а) группа 1 - платежеспособные объекты учета, которые имеют возможность в установленный срок и в полном объеме рассчитаться по своим текущим обязательствам за счет текущей хозяйственной деятельности или за счет своего ликвидного имущества;
б) группа 2 - объекты учета, не имеющие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения своей платежеспособности;
в) группа 3 - объекты учета, имеющие признаки банкротства, установленные Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст.4190; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.18, ст.46) для стратегических предприятий и организаций;
г) группа 4 - объекты учета, у которых имеется непосредственная угроза возбуждения дела о банкротстве;
д) группа 5 - объекты учета, в отношении которых арбитражным судом принято к рассмотрению заявление о признании такого объекта учета банкротом.

 

Признаки группировки объектов учета определяются согласно приложению N 2.

5. Федеральная налоговая служба обеспечивает предоставление в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности", в четырнадцатидневный срок с даты поступления следующих сведений:

  • о том, что степень платежеспособности по текущим обязательствам более 6 месяцев и коэффициент текущей ликвидности меньше 1, рассчитанные в соответствии с приложением N 2;
  • о наличии просроченной задолженности по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, в том числе задолженности, просроченной более чем на 6 месяцев;
  • об обращении взыскания на имущество объектов учета, в том числе имущество, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст.4849);
  • (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 аперля 2012 года приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2011 года N 730.
  • о наличии признаков банкротства;
  • о подаче уполномоченным органом, должником или кредитором (кредиторами) заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом;
  • о введении арбитражным судом процедуры банкротства.

6. Сведения о наличии просроченных денежных обязательств перед Российской Федерацией, в том числе просроченных более чем на 6 месяцев, по объектам учета предоставляются в Федеральную налоговую службу Министерством финансов Российской Федерации.

Такие сведения должны содержать:

  • полное наименование, основной государственный регистрационный номер объекта учета (далее - ОГРН), индивидуальный номер налогоплательщика (далее - ИНН);
  • сумму просроченного требования;
  • срок наступления обязанности уплаты соответствующего обязательства.
     

В случае погашения полностью или частично объектом учета указанных выше требований сведения об этом направляются в Федеральную налоговую службу Министерством финансов Российской Федерации в течение двух недель с даты их погашения.

7. Уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам представляются Федеральной таможенной службой или ее территориальными органами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст.2310; 2004, N 50, ст.5067; 2005, N 50, ст.5305).

8. Федеральная налоговая служба ежеквартально в течение двадцати дней после окончания срока предоставления отчетности в налоговые органы направляет сведения об объектах учета согласно приложению N 3 в:

  • Министерство экономического развития Российской Федерации,
  • (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 аперля 2012 года приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2011 года N 730.
  • Министерство финансов Российской Федерации,
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
  • (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 аперля 2012 года приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2011 года N 730.
  • федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию единой государственной политики в сфере экономики, в которой осуществляет свою деятельность соответствующее стратегическое предприятие или организация,
  • федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся соответствующие стратегические предприятия и организации.
     

9. В целях обеспечения полноты и достоверности результатов текущего анализа финансового состояния и платежеспособности по отдельным объектам учета Федеральная налоговая служба по запросам указанных в пункте 8 настоящей Методики федеральных органов исполнительной власти обеспечивает направление в двухнедельный срок информации, содержащейся в базе данных.

Запрос должен содержать следующие сведения:

  • перечень объектов учета, по которым должны быть предоставлены сведения, с указанием ОГРН и ИНН;
  • дата, по состоянию на которую должна быть предоставлена информация, или период, за который должна быть предоставлена информация;
  • состав необходимой информации.
     

10. Предоставление информации из базы данных допускается только при наличии согласия объекта учета на предоставление соответствующих сведений, предусмотренного пунктами 34, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности", за исключением информации, не составляющей налоговую тайну в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134; 2000, N 32, ст.3341; 2001, N 53, ст.5016, 5026; 2002, N 1, ст.2; 2003, N 22, ст.2066; 2003, N 23, ст.2174; 2003, N 27, ст.2700; 2003, N 28, ст.2873; 2003, N 52, ст.5037; 2004, N 27, ст.2711; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 27, ст.2717; 2005, N 45, ст.4585; 2006, N 6, ст.636).
 

Приложение N 1
к Методике проведения
Федеральной налоговой службой
учета и анализа финансового
состояния и платежеспособности
стратегических предприятий и
организаций, утвержденной
приказом Минэкономразвития России
от 21 апреля 2006 года N 104
(с изменениями на 13 декабря 2011 года)

1. База данных, формируемая Федеральной налоговой службой в соответствии с Методикой, включает следующую информацию:

а) общие сведения о стратегическом предприятии или организации:

  • полное наименование с указанием организационно-правовой формы;
  • ОГРН;
  • ИНН;
  • юридический адрес;
  • номер регистрационного свидетельства, дата и место регистрации;
  • коды ОКПО, ОКВЭД, ОКФС, ОКАТО, ОКОПФ;
  • почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты;
  • фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера;
  • размер уставного капитала (уставного фонда);
  • доля Российской Федерации в уставном капитале;
     

б) копии документов бухгалтерской отчетности - формы N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 по ОКУД, начиная с отчетности объектов учета по итогам 2002 года;

в) данные учета налоговых органов о состоянии уплаты обязательных платежей, сведения о состоянии уплаты и величине задолженности по обязательным платежам (включая процент уплаты с начала текущего года, задолженность по основному долгу по налогам, сборам, платежам в государственные внебюджетные фонды, а также задолженность по пеням и штрафам с учетом изменений сроков уплаты и реструктуризации);

г) сведения о событиях и обстоятельствах, которые увеличивают угрозу банкротства объектов учета, включая:

  • степень платежеспособности по текущим обязательствам, рассчитанную в соответствии с приложением N 2;
  • коэффициент текущей ликвидности, рассчитанный в соответствии с приложением N 2;
  • наличие просроченной задолженности по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, в том числе задолженности, просроченной более чем на 6 месяцев;
  • обращение взыскания на имущество объектов учета, в том числе имущество, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 аперля 2012 года приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2011 года N 730.
  • наличие признаков банкротства;
  • подача уполномоченным органом, должником или кредитором (кредиторами) заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом;
     

д) сведения о введении процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство либо мировое соглашение) в отношении объектов учета, а также сведения о задолженности (раздельно по основному долгу, пеням и штрафам) по текущим платежам и сведения об общей сумме задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, в том числе (раздельно по основному долгу, пеням и штрафам):

  • по обязательным платежам;
  • по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
  • по денежным обязательствам перед конкурсными кредиторами.
     

2. Федеральная налоговая служба вправе включать в базу данных иные сведения об объектах учета для более полной характеристики их финансового состояния, платежеспособности и угрозы банкротства.

3. Сведения о подаче в арбитражный суд заявления должника или кредитора (кредиторов), а также о наличии просроченной задолженности по денежным обязательствам, о направлении (предъявлении к исполнению) кредиторами исполнительных документов в службу судебных приставов для взыскания задолженности за счет имущества объекта учета, если сумма требований составляет не менее 500000 рублей, учитываются Федеральной налоговой службой при наличии таких сведений.

4. В базу данных включается информация со следующей периодичностью:

а) бухгалтерская отчетность объектов учета - ежеквартально, не позднее двух недель по истечении установленных законодательством сроков для поступления такой отчетности;
б) данные о задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, и текущей задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам (для объектов учета, в отношении которых проводятся процедуры банкротства), а также данные учета налоговых органов о состоянии уплаты обязательных платежей - по состоянию на первое число каждого месяца в сроки, регламентируемые Федеральной налоговой службой;
в) данные о событиях и обстоятельствах, включая сведения, указанные в подпунктах г) и д) пункта 1 настоящего приложения (кроме данных о задолженности, включенной в реестр требования кредиторов, и текущей задолженности), а также в пункте 3 настоящего приложения - в текущем режиме по мере поступления соответствующих данных;
г) общие сведения об объектах учета - в текущем режиме в случае изменения (поступления) указанных сведений.

 

Приложение N 2.
к Методике проведения
Федеральной налоговой службой
учета и анализа финансового
состояния и платежеспособности
стратегических предприятий и
организаций, утвержденной
приказом Минэкономразвития России
от 21 апреля 2006 года N 104
(с изменениями на 13 декабря 2011 года)

ПРИЗНАКИ
для группировки объектов учета в соответствии со степенью угрозы банкротства

1. Группировка объектов учета по группам 1 и 2, указанным в Методике, проводится по данным бухгалтерского учета на основании расчетов на последнюю отчетную дату следующих показателей:

  • степень платежеспособности по текущим обязательствам;
  • коэффициент текущей ликвидности.
  • Степень платежеспособности по текущим обязательствам (в месяцах) определяется как отношение суммы краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов, к среднемесячной выручке, рассчитываемой как отношение выручки, полученной за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде.
  • (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 аперля 2012 года приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2011 года N 730.
  • Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение суммы оборотных активов к сумме краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов.
  • (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 аперля 2012 года приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2011 года N 730.
  • Если степень платежеспособности по текущим обязательствам меньше или равна 6 месяцам и (или) коэффициент текущей ликвидности больше или равен 1, то данный объект учета относится к группе 1.
  • Если степень платежеспособности по текущим обязательствам больше 6 месяцев и одновременно коэффициент текущей ликвидности меньше 1, то данный объект учета относится к группе 2.
     

2. Группировка по группам 3-5 осуществляется на основании сведений о событиях и обстоятельствах объектов учета, которые увеличивают риск несостоятельности.

Если объект учета имеет задолженность по денежным обязательствам и (или) уплате обязательных платежей, просроченную более шести месяцев, то он относится к группе 3. Отнесение объекта к группе 3 осуществляется по данным налоговых органов об уплате обязательных платежей. Иные аналогичные сведения учитываются Федеральной налоговой службой при их наличии.

3. Если в отношении объекта учета приняты решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества, либо кредиторами направлен (предъявлен к исполнению) исполнительный документ в службу судебных приставов для взыскании задолженности за счет имущества, в случае если требования к объекту составляют не менее 500000 рублей, то он относится к группе 4. К группе 4 относятся также объекты учета, у которых обращено взыскание на имущество, реализация которого существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность.

4. Если в отношении объекта учета в арбитражный суд подано заявление о признании его банкротом или арбитражным судом введена процедура банкротства, то он относится к группе 5.

5. В случае если у одного и того же объекта учета существуют признаки, на основании которых он может быть отнесен более чем к одной группе, данный объект учета относится к группе с большим порядковым номером.

Приложение N 3
к Методике проведения
Федеральной налоговой службой
учета и анализа финансового
состояния и платежеспособности
стратегических предприятий и
организаций, утвержденной
приказом Минэкономразвития России
от 21 апреля 2006 года N 104
(с изменениями на 13 декабря 2011 года)

СВЕДЕНИЯ
об объектах учета, предоставляемые в федеральные органы исполнительной власти

1. Общие сведения о стратегическом предприятии, организации:

  • полное наименование с указанием организационно-правовой формы;
  • ОГРН;
  • ИНН;
  • юридический адрес;
  • номер регистрационного свидетельства, дата и место регистрации;
  • коды ОКПО, ОКВЭД, ОКФС, ОКАТО, ОКОПФ;
  • почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты;
  • фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера;
  • размер уставного капитала (уставного фонда);
  • доля Российской Федерации в уставном капитале.
     

2. Значения показателей степени платежеспособности по текущим обязательствам и коэффициент текущей ликвидности, рассчитываемые в целях группировки объектов учета в соответствии со степенью угрозы банкротства согласно приложению N 2 к Методике, а также результаты указанной группировки.

3. Показатели бухгалтерской отчетности объектов учета (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках).

4. Данные учета налоговых органов:

  • задолженность по налогам и сборам в бюджеты всех уровней, платежам в государственные внебюджетные фонды (далее - задолженность по основному долгу);
  • задолженность по пеням и штрафам;
  • задолженность по основному долгу, пеням и штрафам, срок уплаты которой изменен, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • реструктурированная задолженность по основному долгу, пеням и штрафам;
  • задолженность по основному долгу, пеням и штрафам, взыскание которой приостановлено по решениям судов;
  • задолженность по основному долгу, пеням и штрафам, по которой вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств;
  • задолженность по основному долгу пеням и штрафам, по которой вынесено решение о взыскании налога за счет иного имущества.
     

В отношении стратегических организаций, находящихся в процедурах банкротства, также отдельно указываются:

  • задолженность по обязательным платежам, раздельно по основному долгу, пеням и штрафам, включенная в реестр требований кредиторов;
  • задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, раздельно по основному долгу, пеням и штрафам, включенная в реестр требований кредиторов;
  • задолженность по денежным обязательствам перед конкурсными кредиторами, включенная в реестр требований кредиторов;
  • текущая задолженность по обязательным платежам, раздельно по основному долгу, пеням и штрафам;
  • текущая задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, раздельно по основному долгу, пеням и штрафам.
     

5. Сведения о событиях и обстоятельствах в сфере несостоятельности, которые увеличивают угрозу банкротства объектов учета, включая:

  • наличие просроченной задолженности по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, в том числе задолженности, просроченной более чем на 6 месяцев;
  • обращение взыскания на имущество объектов учета, в том числе имущество, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 аперля 2012 года приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2011 года N 730.
  • наличие признаков банкротства;
  • подача уполномоченным органом, должником или кредитором (кредиторами) заявления в арбитражный суд о возбуждении дела о банкротстве.
     


 вернуться в раздел Финансовый анализ - нормативная база