Методы оценки нематериальных активов

Большая часть экспертов в данной области сходится во мнении, что создание единого универсального, точного метода определения стоимости нематериальных активов является чрезвычайно сложной проблемой, поскольку каждый из видов актива настолько индивидуален, что невозможно создать математический алгоритм для достоверного и точного расчета стоимости рассматриваемого нематериального актива.

Сложность оценки объектов интеллектуальной собственно­сти обусловлена, в первую очередь, трудностями количественного определения результатов коммерческого использования данного объекта, находящегося на той или иной стадии разработки, промышленного освоения или использования, в силу влияния многих, порой разнонаправленных по своему воздействию факторов. Как свидетельствует практика, из 100 охраняемых объектов промышленной собственности (т. е. из тех, на которые получены соответствующие патенты или свиде­тельства) лишь 2-3 при их коммерческом использовании действительно оказываются ценными и приносят высокие прибыли и до 10 позволяют восполнить затраты на их разработку. Остальные охраняемые объекты промышленной собственности — убыточные.

Для практической оценки стоимости нематериальных активов специалисты рекомендуют затратный, доходный и сравнительный подходы, обычно используемые в оценке других видов активов.

К затратному подходу можно отнести, например, метод калькуляции затрат, заключающийся в расчете затрат на разработку и обеспечение правовой охраны нематериальных активов. Данный метод используется в основном для оценки стоимости результатов научно-исследовательских и конструкторских работ. При реализации метода калькуляции затрат необходимо учитывать, что от этапа научного исследования проблемы до этапа коммерческой реализации идеи необходимо:

  • выполнить опытно-конструкторские работы
  • осуществить проектирование изделия, его изготовление
  • построить соответствующее предприятие
  • освоить производственные мощности и начать выпускать продукцию
  • завоевать рынок

Каждый из перечисленных этапов требует временных и материальных затрат.

В рамках доходного подхода для оценки нематериальных активов используются методики капитализации дохода и дисконтируемых денежных потоков. Доход при этом рассчитывается от использования нематериального актива в будущем: при реализации первой методики (капитализации дохода) — за первый прогнозный год; при реализации второй методики прогнозный период зависит от особенностей использования актива.

Методы доходного подхода рекомендуется использовать при оценке гудвилла, изобретений и ноу-хау.

Из методов сравнительного (рыночного) подхода специалисты чаще рекомендуют метод прямого сравнительного анализа продаж, суть которого состоит в сравнительном анализе рыночных продаж сопоставимых нематериальных активов и внесении соответствующих поправок в цены этих сопоставимых активов. Этот метод можно использовать для оценки стоимости, например, товарных знаков, изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных.

Выше мы говорили, что в процессе оценки нематериальных активов приходится анализировать множество факторов, влияющих на их стоимость. Например, при использовании метода оценки рыночной стоимости товарного знака, разработанного межрегиональным научным фондом "Промышленная собственность"', учитываются следующие факторы:

  • рыночная новизна товарного знака и ее динамика
  • состояние и прогноз расширения рынков сбыта товаров или услуг, маркируемых товарным знаком
  • изменение соотношения цен на продукцию фирмы
  • изменение цен на однородную продукцию фирм-конку­рентов
  • стадия научно-технического развития продукции
  • наличие однородной продукции (собственного производства, конкурентов)
  • социально-экономическая значимость продукции
  • долевое участие на региональном и мировом товарных рын­ках однородной продукции (в динамике)
  • надежность, устойчивость платежеспособного спроса на про­дукцию фирмы (в динамике)
  • наличие и сроки регистрации товарного знака в странах экспорта (патентно-правовая ситуация)
  • другие факторы в зависимости от специфики фирмы